postheadericon Статья Галкина А.А. в газете "Вести ВлГУ"

E-LEARNING В ВлГУ – СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

Компьютерные технологии изменили жизнь людей, проникли во многие сферы человеческой деятельности.

Разумеется, компьютеры давно и активно используются в учебной и научной работе ВУЗов. В компьютерных классах, лабораториях и службах управления нашего университета сейчас эксплуатируется свыше 1500 ПК, серверов и рабочих станций.

В учебном процессе эта техника используется в лабораторных практикумах, а также в курсовом и дипломном проектировании. Однако, в структуре учебного процесса студентов очного обучения доминирующей формой аудиторных занятий являются лекции. На них преподаватель дает студентам основной объем информации по изучаемой дисциплине, которая затем закрепляется и трансформируется в практические навыки и умения при выполнении расчетно-графических и лабораторных работ, курсовых проектов.

Современные информационно-телекоммуникационные средства, включая компьютеры и компьютерные проекторы, автоматизированные экраны и звуковые колонки, цифровую фото- и видеоаппаратуру, интерактивные доски и т.д., открывают богатейшие возможности для того, чтобы принципиально изменить по сравнению с традиционной технологией (мел, доска, тряпка, плакаты и т.д.) содержание, характер и даже культуру чтения лекций. Эти технические средства позволяют, в частности, реализовать и использовать, так называемые, мультимедиа-технологии.

Учебный процесс, опирающийся на активное применение компьютерной техники и информационно-телекоммуникационных технологий при обучении студентов, в их самостоятельной работе, при контроле их знаний и умений называют электронным обучением. Не только за рубежом, но и в нашей стране его обозначают термином E-learning.

В стратегии развития нашего университета электронное обучение рассматривается как одно из важнейших направлений модернизации учебного процесса, повышения его качества и эффективности. В последнее время в университете новые технологии стали использовать в работе со студентами, обучающимися по дистанционной и заочной формам, в первую очередь с теми, кто учится в филиалах и представительствах университета.

Эта работа ведётся Центром Дистанционного обучения (ЦДО), возглавляемым профессором Жигаловым И.Е. В настоящее время 158 дисциплин представлено на учебном сервере ЦДО и используется при обучении студентов.

К сожалению, внедрение электронных средств в учебный процесс со студентами очного обучения явно задержалось. Наши профессора и доценты в своей работе при чтении лекций, проведении практических занятий, рейтинг-контроля, как правило, компьютерами не пользуются. Их орудиями труда, как и прежде, являются мел, доска, тряпка.

Однако за последнее время ситуация стала быстро изменяться. В течение 2006/07 уч.года на всех факультетах появились комплекты мультимедийного оборудования: ноутбук, компьютерный проектор, специальный экран. Такие комплекты в прошлом учебном году были закуплены университетом централизовано и выделены большинству факультетов. Некоторые факультеты (ЭФ, ФИТ, МТФ, ИМСБ) покупали это оборудование и самостоятельно. В результате сейчас на каждом факультете имеется от 1 до 5 подобных комплектов, позволяющих читать лекции с использованием мультимедиа-технологий. Преподаватель, подготовив материал для лекции в электронном виде и записав его на «флэшку», с помощью компьютера и проектора представляет студентам на экране формулы, таблицы, схемы, диаграммы, графики, текст, фотографии, видеозаписи и т.д. Как правило, он дает студентам в электронном виде и раздаточный материал, включая то, что демонстрировалось на экране, а часто и фрагменты или полный текст лекции.

Благодаря этой технологии лекции становятся по сравнению с традиционным подходом гораздо содержательнее, информативнее.

На ряде факультетов, где указанного мультимедийного оборудования пока мало (ФХЭ, ФРЭМТ, ФГСН), его использование осуществляется на межкафедральной основе. Оно хранится в деканате и преподаватель должен принести ноутбук, проектор, а то и экран в аудиторию. Разумеется, это довольно не удобно, и такой подход может рассматриваться только как временный.

В течение 2007 года запущены в эксплуатацию несколько специализированных лекционных аудиторий, в которых компьютерный проектор и экран установлены штатно, и преподавателю, перед лекцией, достаточно подключить к соответствующему разъему ноутбук.

В университете уже сейчас есть немало преподавателей, использующих при чтении лекций компьютерную проекционную аппаратуру и соответствующий учебно-методический материал в электронном формате. Преподаватели, наиболее активно использующие компьютерные технологии при чтении лекций премированы приказом по университету (всего 66 человек).

Несмотря на некоторые успехи университета в области электронного обучения, следует, однако признать, что количество лекций, проводимых с использованием современных информационных технологий в общем балансе лекционной нагрузки университета незначительно, мало преподавателей, которые используют при проведении рейтинг-контроля компьютерные тесты, мало дисциплин, по которым студенты, помимо записанного ими бумажного конспекта лекций, получают учебный материал в электронном виде.

Ситуация должна координально измениться в течение 2007/2008 уч.года. В сентябре-октябре 2007г. в университете разработана программа, реализация которой позволит обеспечить эти изменения. Эта программа предусматривает следующее:

  1. На каждом факультете до конца текущего учебного года будет оборудовано не менее двух специализированных лекционных мультимедийных аудиторий, оснащенных штатным компьютерным проектором и экраном. Для этого потребуется ремонт некоторых аудиторий, а главное закупка и размещение соответствующего оборудования.

  2. Все факультеты и кафедры составили план подготовки учебно-методического материала в электронном формате (контента) для чтения лекций по конкретному перечню дисциплин. Эти планы составлены кафедрами, согласованы с деканами и утверждены приказом ректора. Реализация этого плана позволит в самое ближайшее время внедрить мультимедиа-технологии в лекционные курсы по значительному количеству дисциплин (свыше 500).

На всех кафедрах нашего университета есть преподаватели, способные самостоятельно подготовить лекционный материал для использования компьютерной и проекционной аппаратуры. Тем преподавателям, которые не готовы это сделать самостоятельно, Центр электронного обучения нашего университета окажет соответствующую помощь в подготовке материала в электронном формате по учебно-методическому материалу, подготовленному преподавателем. Для этого достаточно обратиться в ЦЭО с заявкой самостоятельно или через ответственного за работу по подготовке ЭСО, назначенного на каждом факультете. Можно использовать электронную почту Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript или обратиться в деканат ФИТ (ауд. 402-2, тел. 8-54, 6,26). По заявкам кафедр уже проводятся открытые лекции, на которых заинтересованные преподаватели могут ознакомиться на практике с методикой проведения занятий с использованием мультимедиа-технологий.
Поступают заявки на проведение специальных учебно-методических семинаров, посвященных электронному обучению.

Заметим, что использование мультимедиа-технологий позволяет дать студентам на лекции гораздо больше информации по сравнению с традиционной технологией и коренным образом изменить ее содержание и качество какой бы ни была читаемая дисциплина: «Памятники культуры Владимирского края», «Процессы и аппараты химической технологии», «Электроника и микросхемотехника» или др. Однако переход к использованию этих технологий предполагает существенные изменения в методике работы со студентами. Преподаватели, использующие при чтении лекции мультимедиа-технологии, как правило, дают студентам материал, который они демонстрируют с помощью компьютерного проектора, как раздаточный материал в электронном виде. Некоторые преподаватели дают студентам и электронную версию конспекта лекций.

Характерно, что среди преподавателей, придерживающихся традиционной методики чтения лекций, распространено мнение о том, что давать студентам какой-либо материал в готовом (бумажном или электронном) виде нельзя, т.к. они в этом случае потеряют интерес к лекциям и будут их пропускать.

Опыт наших преподавателей, активно использующих раздаточный материал при чтении лекций с использованием проекционной аппаратуры, опровергает это мнение.

Отмечу ещё одно важное обстоятельство. При существующей аудиторной нагрузке (как правило, одна, редко две лекции в неделю) дать в полном объеме весь материал, предусмотренный государственным образовательным стандартом и учебной программой, в условиях, когда преподаватель фактически диктует материал и рисует нередко довольно сложный иллюстрированный и графический материал на доске, а студенты все это должны поместить в свой конспект, крайне затруднительно. Эта проблема еще более усугубится с переходом на ГОСы 3-го поколения, предусматривающие значительное сокращение аудиторной нагрузки и увеличение доли самостоятельной работы студентов. В этих условиях технологии E-learning являются единственным способом реализации учебного процесса на должном уровне.

Компьютерные средства дают возможность существенно изменить и другую не менее важную сторону учебного процесса – контроль за уровнем приобретаемых знаний и умений студентами по мере проведения учебных занятий (рейтинг/контролей). С помощью компьютерного тестирования можно повысить объективность оценки знаний студентов и сократить время, которое преподаватель тратит на эти цели (по крайней мере на проверку контрольных работ, выполняемых студентами).

В ближайшее время Центром электронного обучения будет предложена компьютерная система («оболочка»), которая после рассмотрения и утверждения учебно-методическим Советом ВлГУ будет передана для использования на кафедры. Преподаватель, ознакомившись с соответствующей инструкцией, сможет заполнить указанную «оболочку» вопросами по своей дисциплине и проводить контрольные мероприятия в компьютерных классах. Предполагается связать систему компьютерного тестирования с информационной системой «Электронный деканат», а это позволит результаты тестирования в автоматизированном режиме передавать в деканат.
Но это задачи завтрашнего дня, также как и интеграция в единую систему электронного обучения ВлГУ всех структур, задействованных в нем: ЦЭО, ЦДО, РЦНИТ, электронной библиотеки, кафедр, деканатов и учебного управления.

Руководитель Центра Электронного обучения ВлГу,
Декан факультета информационных технологий
А.А. Галкин


Обновлено (17.11.2010 08:37)